Ландшафтный дизайн сада

Проект сада
Обследование участка
асимметрия.
«Минималистский сад», сад стиле «Хаи-тэк»
Плодовый и декоративный сад
Основные графические приемы выполнения чертежей
Графическое изображение водоемов
Проведем анализ нескольких проектов ландшафтного дизайна сада
Задание на проектирование
Участок угловой формы
АЛЬПИЙСКАЯ ГОРКА

Плодовый и декоративный сад

При умелом планировании эти основные зоны сада будут объединены основной ландшафтной природной составляю щей: плодовым и декоративным садом, огородными и деко ративными травянистыми растениями, кустарниками, водо емами, цветниками, каменистыми горками, извилистыми или прямыми дорожками из камня и плитки, вьющимися по опорам лианами.

Стилистика сада

Ни один из известных стилей не может быть скопирован в условиях современности в чистом виде. Сегодня можно го ворить в основном о стилизации — использовании стилевых черт в новом прочтении для достижения определенных худо жественных целей. Чаще всего в современных ландшафтных проектах присутствуют элементы эклектики: готики, барок ко, классицизма, модерна, азиатского стиля, традиционно го национального, сельского, романтического, современного модерна, стиля «хай-тэк».

Стилизация «под готику» подразумевает, в основном, сады средневековых монастырей, где основным визуальными ак центом являлся сам готический собор с монастырским, чаще всего с аптечным садом и огородом, который имел, как пра вило, небольшие размеры и нес практическую функцию. В контексте современного сада элементом «готического» будут служить аптекарские грядки с лекарственными и аромати ческими растениями, спланированные в строгих формах, тяготеющих к крестообразным планировкам с центральной частью, имеющую вид небольшого фонтана или цветника с лилиями и розами, символизирующими Пресвятую Деву Марию и страдания Христа.

О планировках монастырских садов подробнее можно прочитать у Д.С. Лихачева в его книге «Поэзия садов».

Сады Барокко — это сады Европы XVII—XVIII веков, вре мя правления монархов-абсолютистов. Пример — парк «Вер саль» Людовика XIV (см. выше).

Стилизовать фрагменты частного сада в стиле Барокко и Классицизма можно в элементах планировки входной или парадной зоны, а также зоны придомовой территории. Ос нова такой планировки — центральная осевая линия. Она может иметь форму прямой дороги, партера, делящей пространство по обе стороны от себя на равные симметричны части, оформленные, соответственно, симметрично. В таки планировках симметрия — основной закон композиции.

Стиль, называемый «Модерн» в русском языке (а в немец ком «Югендстиль, во французском «Ар нуво»), возник на ру беже XIX—XX веков, когда на смену классическим «тяжело весным» формам в искусстве пришел легкий, и в то же врем «болезненный» стиль изогнутости и изломанности линий пропорций.

В данном случае концепция решения ландшафта должн строиться на выборе особого вида растительного и природ ного материала. Здесь хочется порекомендовать для приме нения растения с извилистыми плавными линиями габиту са: лианы, лилейники, ирисы, лилии, маки. Горизонтальны элементы дизайна: дорожки, площадки, формы водоемо желательно также выполнять в гармоничных криволинейны формах. Садовая мебель должна иметь лаконичные и тонки элементы, например кованый металл.

Ориентальный стиль

Интерес к садам Востока периодически возникает в боль шей или меньшей мере, не угасая, впрочем, никогда, так как

конечном счете, все ландшафтные решения разных парко и садов на протяжении длительной истории и возникли и желания ландшафтных архитекторов подражать, имитиро вать и интродуцировать приемы решений таких садов в стра нах Европы и Америки.

последнее время все больший интерес вызывают так на зываемые «японские сады», хотя это достаточно узкая и огра ниченная часть такого обширного понятия, как восточный ил азиатский стиль в ландшафте. О «Японских садах» (смотр ниже рисунок японского сада) существует много информац

литературе о ландшафте. Но некоторые важные черты вс же хочется отметить. Во-первых, это достаточно минималистические решения дизайна, т.е. не насыщенные большим и разнообразным количеством всяких растений. Во-вторых, здесь обязательно должны присутствовать элементы традици онной национальной материальной культуры: пагоды, фона ри, бамбуковые атрибуты, каменно-гравийные композиции, ручейки (могут быть и сухие) с перекинутыми через них низ кими мостками и т.п. В-третьих, обязательно присутствие хвойных (сосен, кипарисовиков, можжевельников), а также восточных разновидностей лиственных растений: кленов, аза лий и т.п.

Этнографический стиль

Наибольшую часть ландшафтных стилизаций составляют традиционные национальные (этнографические), характер ные для той или иной местности и природного ландшафта.

При решении таких ландшафтных композиций выбор ма териалов необычайно велик и разнообразен. Важную роль здесь (как, впрочем, и в других стилизациях) должна играть четко продуманная планировка сада.

Например, можно стилизовать часть сада под «каменис тый ландшафт», выбрав для этого определенный участок (часть территории), которая наиболее подходит по географи ческим и геологическим параметрам, и выполнить каменис тую композицию. Даже пусть этот сад находится в средней полосе России или в Подмосковье, где почвы отнюдь не ка менистые. Это будет, например, фрагмент ландшафта Кав каза, Крыма, Греции, средиземноморских стран.

Стиль «кантри»

Традиционный национальный стиль все же должен отли чаться от сельского или стиля «кантри». Это — уголок дере венского уклада жизни, где присутствуют такие необходимые в быту жителей сел и деревень атрибуты, как телеги, плетни, крынки на них, полезные сельскохозяйственные растения, а также всеми любимые простые садовые цветы: мальвы, ге оргины, люпины, турецкие гвоздики, табак, конопля и т.п.

«Романтический» сад

Понятие «романтического» стиля сада может восприни маться как немного запущенного, загущенного, тенистого может, даже мрачного. И это будет отчасти справедливо, т.к «романтический» стиль подразумевает некую небрежность в облике, неухоженность, запущенность (но, конечно, искус ственную).

Открытый солнечный участок с посаженными двухлетни ми саженцами деревьев никогда не назовешь «романтичес ким». Такая стилизация возможна лишь в старых садах или на тенистых лесистых участках. Здесь актуальны старые, «за брошенные» водоемы, пруды со стоячей водой и склонивши мися над ними старыми ивами, берега, заросшие прибреж ными растениями, квакающие лягушки, увитые вьющимися растениями беседки, тенистые лавочки (может быть, дерно вые), уединенные уголки для чтения и созерцания природы

Современный стиль

Многие сады заказчики ХОТЯТ видеть сад в стиле Модерн что означает идею выполнения дизайна в новейших техно логиях при помощи современных технических средств и ма териалов.

«Новые» сады всегда будут выглядеть модно на опреде ленный временной срок. Пройдет мода, пройдет и актуаль ность данного ландшафтного дизайнерского решения. Ав тор никоим образом не призывает следовать сложившимся устоявшимся традиционным стилям. Однако рекомендует (для более длительного существования ландшафтного ди зайнерского решения сада) придерживаться традиционных решений, перечисленных выше.

Формообразующие акценты сада

Стилизация подразумевает оформление некоторой части сада, редко всего сада, под определенный эстетический сти листический контекст. Однако существует еще такое поня тие, как формообразующие акценты сада. Речь идет о том, что в саду должно быть самое яркое, интересное привлекаю щее взгляд место, сооружение, композиция, то есть визуаль ный акцент.

Вот их основные виды: площадка отдыха; спортплощадка;

эксклюзивные малые архитектурные формы; фонтан; водоем;

рокарий или (и) альпийская горка; перголы; беседки;

подпорная стенка с лестницами; клумба с редкими необычными (лекарственными, ого родными) растениями;

уголок внутреннего дворика, оформленный в опреде ленном эстетическом ключе — «голландский» или « сре диземноморский» сад и т.п.

Особое значение имеет и так называемая «тема сада», т.е. функция создания определенного настроения, эмоциональ ного и визуального впечатления.

При умелом подборе растительного материала можно со здать, например, великолепную концепция решения ланд шафта, которая будет разнообразной практически во все се зоны. Темой сада может быть его «солнечность» или «тенис тость», минималистичность, наличие эксклюзивных расти тельных и природных материалов и т.д.

Ниже будет проанализировано несколько проектов, как на этапе эскиза, так и окончательных вариантах.

Первое, с чем необходимо определиться ландшафтном архитектору — это выявить основные требования к данным участкам:

задание на проектирование; анализ территории; пожелания заказчика; зонирование; стилистика сада.

Начинать проектировать планировку сада необходимо предварительного эскизирования как плоскостных, так объемных решений.

Но прежде чем приступать к эскизированию конкретног ландшафтного объекта, автору необходимо, освоить основ ные приемы графического исполнения чертежей.

Ландшафтный дизайн сада