Ландшафтный дизайн сада

Проект сада
Обследование участка
асимметрия.
«Минималистский сад», сад стиле «Хаи-тэк»
Плодовый и декоративный сад
Основные графические приемы выполнения чертежей
Графическое изображение водоемов
Проведем анализ нескольких проектов ландшафтного дизайна сада
Задание на проектирование
Участок угловой формы
АЛЬПИЙСКАЯ ГОРКА

«Минималистский сад», сад 8 стиле «Хаи-тэк»

Буквально выражение «хай-тэк» переводится как высшие технологии. Применение такого приема особенно актуально при проектировании жилых интерьеров. Этот термин возник сравнительно недавно в связи с высокотехнологичными приемами в оформлении жилых пространств, когда в мини-малистической (с точки зрения оформления пространства) среде качество выполнения доминирует над количественной визуальной насыщенностью различными деталями.

Здесь можно говорить о высокопрофессиональном испол нении различных элементов (интерьера, экстерьера здания, сада парка и их деталей).

В настоящее время «минимализм» в дизайне сада подра зумевает как можно меньшее количество составляющих его компонентов. На примере существующего проекта (см. ниже иллюстрацию 1) можно видеть, что пространство сада, окру жающего дом, практически не занято. Здесь существует ми нимальное количество клумб, цветников, отдельно выса женных групп деревьев и кустарников, а остальное простран ство отдано газонам и мощениям больших размеров, зани мающим основную часть территории. При такой планиров ке очень важное значение имеет качество исполнения раз личных элементов садовой архитектуры.

Вот основные требования: плитки мощения, садовая ме бель должны быть подобраны по качеству и цвету практичес ки как для современного интерьера. Растительность (дере вья, кустарники), особенно если она запроектирована парно (симметрично), должна иметь схожий габитус друг с другом. В цветники и клумбы высаживается исключительно высоко качественный растительный материал. Контейнеры с расте ниями для выноса в сад в летнее время должны быть подобра ны соответственно стилистике основного здания. Газоны сле дует засевать дорогой «партерной» травой и регулярно стричь. Ограждение сада по периметру желательно выполнять из ма териалов, которые никак бы не напоминали промышленные «заборы» и были бы увиты плетистыми вьющимися растения ми, которые не требуют особенной заботы. Такого рода сад требует больших материальных затрат, но эстетическое впе чатление от него, несомненно, выше всех вышеперечислен ных планировочных решений.

Итак, в предыдущем разделе были перечислены основные (но, безусловно, не все) планировочные плоскостные при емы, с которыми приходится сталкиваться на начальном эта пе проектирования ландшафтному архитектору.

Объемное пространство сада

В следующем разделе будет представлен более сложны этап — объемное проектирование. В этом случае план «под нимается» на необходимую высоту. Мы видим как бы объем ную картину проекта, т.е. более полное решение будуще ландшафтной композиции.

Существуют некоторые графические приемы выполнени видовых рисунков и перспектив.

Самый простой из них — «подъем» плана на высоту, не ис каженную перспективой. Первое упражнение дано на рис. 2 и на плане рис. 28.

Рис. 27

ЭТО так называемая «военная проекция», в которой вычер чивались фортификационные и военные объекты.

План дома и дерева даны в масштабе без искажения, а за тем «подняты» на натуральную высоту в масштабе также бе искажения.

Рис. 28. «Поднятый план». Учебная работа

Для удобства и наглядности изображения прямоугольни ки (план дома, ограждения, других построек) лучше распо лагать по диагонали к кромке рабочего листа. Это достаточ но простой в исполнении, но мало наглядный метод.

Существует такой метод изображения генпланов и планов, как «вид с птичьего полета». Есть и законы построения та кой перспективы. При определенном навыке каждый дизай нер, безусловно, сможет без особого труда выполнить эскиз ный проект того или иного объекта при помощи данного ме тода (рис. 29, 30).

Рис. 29

линия горизонта

А и В — точки схода параллельных прямых на плоскости (в перспективе)

Рис. 30

Естественно, человеку редко приходится воспринимать ландшафтный объект из окна самолета. Зритель наблюдает сад с земли, и восприятие объемной композиции осуществ ляется с уровня высоты человеческого глаза (в среднем 1,5— 1,7 м). Поэтому самое наглядное и доступное для восприя тия изображение — это видовая перспектива.

Различные программы на современных электронных но сителях позволяют строить такие виды достаточно быстро. Но сначала надо обязательно продумать идею композиции и сделать хотя бы несколько предварительных эскизов на бу маге.

Совокупность продуманного плана (генплана) с видовы ми рисунками и будет составлять изобразительную основу проекта будущего объекта, входящего в комплект чертежей, представляемых заказчику.

Зонирование сада

Входная зона

Попадая на территорию будущего (или существующего) сада, человеку свойственно воспринимать его во всей «парад ности», красоте, впечатляясь особенными неповторимыми эстетическими акцентами, то есть «по одежке встречать». Поэтому основное внимание на визуальное впечатление дол жна производить в саду т.н. входная зона. Сюда входят сле дующие основные элементы ландшафта: ограждение (забор), ворота, калитка, арки и перголы при входе, стоянки, гаражи, навесы для автомашин (наружные), мощеные дорожки и пло щадки, ведущие вглубь сада, а также разнообразные эффек тные малые архитектурные формы, создающие определен ный стилистический образ. Это могут быть цветники, скуль птуры, фонтаны, водоемы, садовая мебель, садовый инвен тарь и т.п. Иначе гбворя, входная зона — это самая парадная часть сада, проектированию которой необходимо отдать са мое большое внимание и приложить максимум усилий для создания дальнейшего определенного эстетического впечат ления от данного ландшафтного объекта.

Придомовая территория

Следуя далее по территории вглубь сада, попадаем в зону дома и придомовой территории. Сам дом не является ланд шафтным объектом, но это «лицо» владельцев, и, конечно, внимание к архитектуре и отделке фасадов должно быть очень тщательное и продуманное. Главная задача здесь — гар моническое сочетание структуры экстерьера фасада дома и ландшафтных садовых элементов. К придомовой территории относятся открытая терраса, внутренние дворики, мощения, отмостка, устройства для вертикального озеленения, цветники, контейнерные подвесные и наземные растения, малые архитектурные формы в виде пристроенных или близко рас положенных к дому пергол, навесов и т.п.

Зона отдыха

Зона отдыха может располагаться в саду как вблизи дома, так и на удаленных от дома участках. В зависимости от того, какую функцию она будет иметь (по пожеланию владельцев), и планировка этой зоны будет соответствующей. Это может быть простой стриженый газон, лужайка, замощенная пло щадка, на которую выносится мебель для отдыха: стол, сту лья, гамак, качели, мангал для шашлыка, стационарный или переносной навес, пергола, беседка и т.п. Эта зона отдыха располагается как на открытом солнечном месте, так и в тени высоких деревьев. На отдаленных от дома участках обычно строят баню или сауну.

Детская площадка

ЕСЛИ В семье есть маленькие дети, необходимо в саду обо рудовать детскую площадку. Как правило, это место нужно располагать поближе к дому, чтобы присматривающий за детьми человек не имел бы неудобства от долгой ходьбы на детскую площадку, которая располагалась бы в зоне види мости (даже из окон дома). Основные элементы оборудова ния детских площадок — это навесы, песочницы, качели, гор ки, переносной бассейн для жаркого времени лета, неболь шая велосипедная трасса, туннель, полянка для игр, детский домик, скамейки, шалаш и т.п

Спортивная зона

При наличии большой территории участка многие заказ чики хотят иметь спортивные полупрофессиональные пло щадки для игры в теннис, бадминтон, настольный теннис, волейбол, баскетбол и т.д. Существуют оптимальные параметры таких площадок для частного сада: теннис — 24 х 18 м; бадминтон 7х 14 м; баскетбол на одно кольцо: размеры пло щадки не ограничены, высота корзины ~3 м; настольный теннис: 11x5,5 м.

Техническая и хозяйственная зона

Как правило, такую зону следует замаскировать посадка ми, но это не обязательно, т.к. существуют примеры таких красивых сараев в некоторых садах, что они могут являться истинным украшением участка. Технологически хозяйствен ная зона должна быть соединена с домом и садом. Распола гать ее надо, соответственно, сообразуясь с хозяйственной деятельностью владельцев. Например, если никто из членов семьи не занимается ручным трудом, ремеслом, то и нет не обходимости строить здание мастерской, достаточно иметь постройку для хранения сельскохозяйственного инвентаря, дров, садовых механизмов.

В некоторых владениях хоззоны бывают очень развиты ми: мастерская и погреб, дровяной навес, площадка с наве сом для ремонта техники и т.д.

Поскольку все эти объекты к ландшафту напрямую не от носятся, их рекомендуются декорировать вьющейся зеленью, закрывать живыми шпалерами и располагать в видимом уда лении от парадной части сада.

Ландшафтный дизайн сада