Ландшафтный дизайн сада

Проект сада
Обследование участка
асимметрия.
«Минималистский сад», сад стиле «Хаи-тэк»
Плодовый и декоративный сад
Основные графические приемы выполнения чертежей
Графическое изображение водоемов
Проведем анализ нескольких проектов ландшафтного дизайна сада
Задание на проектирование
Участок угловой формы
АЛЬПИЙСКАЯ ГОРКА

Асимметрия

В теории композиции существует такое понятие, как асимметрия. Дословно с греческого это слово переводится ка «несоразмерность отдельных частей формы в целом относи тельно центральной оси или точки». При разработке компо зиции в асимметричном контексте необходимо учитыват психологический фактор восприятия.

Психофизиологи утверждают, что человеческий глаз устроен так, что всегда стремится к зрительному равновесию Человеческому глазу необходим устойчивый «объект», от ко торого начинается точка отсчета « зрительной картины».

Для того чтобы несимметричная композиция зрительно была сбалансирована, необходимо ввести в нее определенно композиционное равновесие. На рис. 18 пример (в фасаде фронтальный) асимметричной композиции и ее зрительног баланса. Ассимметричная композиция воспринимается ка равновесная в то случае, если зрительный центр, («баланс») фокусная точка, уравновешивает неравновесные части.

Рис. 18

Начинающему ландшафтному дизайнеру необходимо по тренироваться в эскизировании «устойчивых» симметричны композиций, прежде чем приступить к асимметрии.

В. Принцип диагональности

Следующим приемом плоскостного решения является принцип диагональности (рис. 19).

границы прямоу-гольного участка

диагональные элементы /формы /.

Рис. 19

Важной особенностью таких разработок является то, что все основные линии, ограничивающие планировочные плоскости, или параллельны диагоналям, или перпендикулярны к ним.'

Этот достаточно формальный принцип можно применить на небольших площадях ради некоего «оживления» плоско го рельефа или при реконструкции существующего «уныло го осевого» решения.

Ассоциативно диагональ можно сопоставить с шахматной доской, «классическим» паркетом и другими подобными ви зуальными объектами. Например, на длинном вытянутом участке можно выделить квадратную или прямоугольную часть под создание диагональной композиции (см. рис. 20).

Г. Планировочные формы, тяготеющие к кругам

Термин «тяготеющие к кругам» включает в себя также липсовидные и овальные формы.

Формальную планировочную композицию, составлен из фрагментов круглых форм и самих круглых форм (но только), можно с успехом применять также и в абстракт композициях (рис. 21).

Рис. 21

Очень эффектно выглядят решенные в круглых форма натуре различного рода лужайки, поляны, газоны, площа

цветники и другие плоские ландшафтные композиционные элементы.

Д. Плоскостные композиции (схемы) планов В геометрических формах шести- и Восьмиугольников

Фигуры правильных шести- и восьмиугольников образу ются при помощи определенных геометрических построе ний. Они представляют собой фигуры, вписанные в квадрат, а также вписанные (или, описанные) в окружность.

Как правило, планы домов и других построек на участке представлены в формах квадратов и прямоугольников. В свя зи с этим прямые углы часто хочется «скосить», «сгладить», а не повторять их в тех же квадратных формах.

На простом примере можно показать этот прием (рис. 22). На рис. 23 показано, как можно решить входную часть сада во фрагментах, используя восьмиугольный элемент.

Следует отметить, что восьмиугольник по общему абрису более тяготеет к окружности, чем шестиугольник, формы его смягчены. Поэтому чаще при планировании плоскостных форм применяют восьмиугольные, нежели шестиугольные, элементы (рис. 24).

Визуально на плоскости в натуре угол восьмиугольника (135°) более органичен и приближен к плавной изгибающей ся лекальной линии, чем угол 120°.

С другой стороны, шестиугольные элементы, в качестве исполненных в материале садовых объектов, незаменимы при выполнении, например, разного рода мощений (см. рис. 25).

Совмещать принципы шести- и восьмиугольности при разработке планировок не следует, а восьмиугольники (от дельно) и шестиугольники — с прямыми углами — рекомен дуется.

В дальнейшем на примере конкретных планировок рас смотрим эти аспекты более подробно. Еще один пример фрагмента планировки сада представлен на рисунке 26.

 

Рис. 22

Рис. 23

Правильные восьмиугольники Правильные шестиугольники

Рис. 24

Рис. 25. Прием укладки мощения дорожки шестигранной плиткой

Рис. 26

Абстракция

Подход к планированию участка местности в контексте абстракции — пожалуй, самый сложный и вместе с тем ради кальный современный метод, владеют которым лишь немно гие опытные ландшафтные архитекторы. Большинство «аб страктных», т.е. не подчиненных основным закономернос тям, планировок садов чаще всего можно увидеть на прохо дящих в странах Европы, Америки, Азии ежегодных ланд шафтных выставках и салонах. Например, во Франции про ходит ежегодная тематическая выставка — фестиваль Шо-мон-Сюр-Луар, где представлены осущестленные в натуре небольшие по площади 200—300 м2 ландшафтные компози ции на определенную заданную тему. Это может быть «сад воды», «металл в саду», «сад зеркал», «огородный сад» и т.п. В таких экспозициях принимают участие самые знаменитые ландшафтные архитекторы и садовники, которые создают композиции за определенный отведенный для творчества промежуток времени (в данном случае — 2 месяца). Эти садо вые инсталляции носят временный характер и демонтируют ся после окончания срока выставки, освобождая пространство следующим. Несмотря на все эти сложности, попробовать свои силы на поприще абстрактной садовой композиции может каждый ландшафтный дизайнер. Идеей такого сада может стать заимствование формальных композиционных приемов художников — Кандинский, Малевич, Лебедев, Пикассо, Миро и др. — и множества художников-новаторов по тексти лю, дизайну, дизайну интерьеров, полиграфии, у современ ных (и не только) архитекторов и т.д.,

В этой работе очень важно сохранять композиционный баланс, как на плоскости, так и в объеме.

Абстракция почти всегда противоречит классическим нор мам и приемам при проектировании. Это визуальный «вы зов» зрителям, это всегда новаторство, несущее идеи новой эстетики, иногда парадоксальной.

«Свободная» пейзажная планировка

Ландшафтные архитекторы Европы XVI—XVIII веков вос приняли идеи регулярности, «правильности» проектирова ния как догму. Этому послужили в основном заимствования планов садов древнего Китая, Индии, Арабских стран. Это было связано с географическими открытиями, расширени ем контактов с этими странами благодаря развитию мореп лавания, торговли, культурного обмена. В Европу были за везены не только новые, доселе неизвестные виды экзоти ческих (для средних широт) растений, но и идеи регулярнос ти, правильности, симметрии в садоводстве.

И на протяжении почти 3-х веков проекты садов, усадеб, парков носили характер строгой планировки. Но в конце XVII века, например в Англии, уже начала зарождаться идея отрицания такого подхода к проектированию. И это было закономерно, так как мода на любую идею так или иначе за качивается и на смену ей приходит новая.

Ландшафтные архитекторы XVII—XVIII веков, истощив возможности использования всем известных групп расти тельности и планировочных приемов, поняли, что естествен ность, приближенная к дикой природе, дает еще большее поле для деятельности на поприще ландшафтного проекти рования.

С этого времени начался «бум», переворот в садоводчес ком творчестве, когда на смену строгим, «скучным», как счи тали теоретики того времени, осевым композициям пришел абсолютно другой, свободный, максимально приближенный природе стиль.

ландшафтном искусствоведении некоторые авторы на зывают его «свободным» стилем, некоторые «пейзажным» или ландшафтным.

Большую роль в формировании такой эстетической оцен ки нового подхода к ландшафтному проектированию сыграли художники-пейзажисты: К.Лоррен, Н.Пуссен, А.Ватто, Ф.Буше, Т.Руссо, К. Коро и др., а также архитекторы садово-паркового искусства У.Гилпин, Ю.Прайс, Г.Рептон, Уотли, Вобурн, Н.Львов, У.Робинсон и т.д.

Некоторые парки просто реконструировали полностью, заменив строгие осевые планировки произвольными живо писными, приближенными к естественной природе, компо зициями. Но любой живописный рукотворный парк или сад все же будет отличатся от «дикого» природного ландшафта. Основными отличиями здесь является строгая выверенность визуальных и планировочных принципов. Здесь не встретишь дерево, растущее «где попало», дорожка не ведет в «никуда» или к чему-нибудь неприглядному, цветы не растут «сами по себе», каждый открывающийся вид строго продуман, ан самбль построек гармоничен, выдержан в определенном сти ле, водоемы, кажущиеся «дикими», содержатся в идеальном порядке и чистоте, луга подстрижены, дорожки и тропинки не имеют выбоин, лужи т.д. И, тем не менее, находясь на тер ритории такого участка земли, ощущаешь, что находишься в естественной природе, сливаешься с ней забываешь о ее ру-котворности.

Вот такими принципами руководствовались ландшафтные архитекторы — «пейзажисты», пришедшие на смену архитек торам «регулярного» стиля в садовом искусстве.

Ландшафтный дизайн сада