Ландшафтный дизайн сада

Проект сада
Обследование участка
асимметрия.
«Минималистский сад», сад стиле «Хаи-тэк»
Плодовый и декоративный сад
Основные графические приемы выполнения чертежей
Графическое изображение водоемов
Проведем анализ нескольких проектов ландшафтного дизайна сада
Задание на проектирование
Участок угловой формы
АЛЬПИЙСКАЯ ГОРКА

Приступая к проектированию

Проект сада всегда начинается с серьезной разработки плана с учетом особенностей местного природного ландшаф та, климата, технических и технологических показателей.

Какие документы, приступая к работе, нужно иметь на ру ках садовому дизайнеру?

Во-первых, необходим список требований и пожеланий заказчика. Это могут быть различные зоны сада: отдых, спорт, огород, зоны групп или декоративных посадок, цветник, дет ские площадки, водоемы, технические и хозяйственные по стройки и т.п. При разработке проекта очень важно выявить приоритет этих зон. Важно также согласовать и определить назначение сада и его стилистику. О зонировании и стилис тике будет сказано ниже в отдельной главе.

Во-вторых, необходимо иметь так называемые предпро-ектные материалы. В них входят: план местности, в масш табе, выполненный работниками районных служб, генплан со всеми существующими коммуникациями, недвижимы ми объектами (может быть совмещены с планом участка) если возможно, данные о структурах почв, уровне, грунто вых вод (выполняется соответствующими специалистами). На геодезическом плане, как правило, всегда указываются существующие посадки, дороги и уклон местности в виде горизонталей.

Выполняется геодезистами в масштабе, соответствующем масштабе генерального плана.

Конечным результатом проектной работы должны быть: генеральный план сада (общий, в масштабе), дендрологичес кий проект (растения) в том же масштабе (см. ниже, илл. 5, стр. ПО, Дендроплан).

Часто дизайнер выполняет в более крупном масштабе раз работки отдельных важных фрагментов сада: цветников, клумб, внутренних двориков, водоемов, фонтанов, детских площадок, беседок, пергол, и т.п.

В состав проекта входят рисунки и эскизы видовых фраг ментов сада.

Если в проект включены дополнительные постройки в виде беседок, пергол, навесов, фонтанов, каминов и т.п., то к проекту обязательно прилагаются чертежи с общим видом и разработанными конструкциями. Это могут быть авторс кие проекты или заимствованные по каталогам проекты спе циализированных фирм и организаций.

Если участок имеет ярко выраженный уклон, необходимо дать разрезы по нескольким частям площадки с отображен ными на них подпорными стенами, лестницами, уступами и террасами (в масштабе, соответствующем масштабе плана, или фрагментами в более крупном масштабе).

Также сюда входит подсчет территории (так называемый баланс территории), где в квадратных метрах указано, какую площадь занимают строения, мощения, дороги, зелень, во доемы. Это является основой для составления сметы.

Приступая к проектированию, автору очень важно побы вать на месте будущего сада, «вжиться» в климат, почву, ок ружающий ландшафт, оценить с эстетической точки зрения существующие постройки. Некоторые ландшафтные дизай неры приезжают на место во все сезоны года до начала проек тирования. Но это можно себе позволить, конечно, не всегда из-за ограничения во времени для проекта и строительства.

На каждом участке существуют так называемые «конфликт ные моменты». Что они из себя представляют? Обычно это первоначальная планировочная несогласованность место расположения различных зон сада и построек, визуальное несоответствие дома и подсобных построек, хаотичные, не продуманные посадки, часто не соответствующие элементар ным ботаническим требованиям (освещение, ветер, почвы и т.п.). Все эти факторы очень важны для ландшафтного ди зайнера в его работе над предстоящим проектом.

Конфликтные моменты анализа, участка и являются ос новополагающим стимулом для планировочного решения и точкой отсчета начала проектирования.

При выполнении картографических работ по геодезичес кой съемке местности, а также и при разработке генплана, архитекторы пользуются различными масштабами.

Величины масштабов зависят от размеров территории. Часто их различие регламентировано форматом листа бума ги. Для небольших (от нескольких сотен квадратных метров до 2—3 тысяч квадратных метров) в основном принято упот реблять масштаб 1: 100. Более крупные участки требуют бо лее мелкого масштаба (1:200, 1:400, 1:500) при более деталь ной разработке некоторых фрагментов сада используют мас штабы 1:50, 1:25, 1:20, 1:10.

Начальный этап проектирования. Графические средства проектирования.

настоящее время существуют два основных вида графи ческого исполнения дизайн-проекта сада. Это электронный способ изображения, выполненный на компьютере при по мощи специальных ландшафтных программ, а также ручной графический способ создания проекта. Остановимся на вто ром, т.е. ручном варианте, как наиболее важном на началь ном этапе работы дизайнера.

дальнейшем, приобретя большой практический опыт в проектировании способом черчения и рисования на бумаге, дизайнер, конечно, будет использовать и электронные спо собы проектирования.

Имея элементарные навыки черчения, можно быстро ос воить все основные приемы и особенности выполнения чер тежей на бумаге. Для этого потребуются: чертежная доска (желательно для размера листа А-2) с параллельными линей ками, кромки которых выполнены из прозрачного огргстек-ла; масштабная линейка с разными масштабами; два уголь ника (30 и 45 градусов), тоже прозрачных, карандаши раз ной твердости от 2Н до ЗВ (2Т — ЗМ); ручка, дающая тонкую черную линию (линер, гелевая и т.п.); ластик; циркуль; тра фареты с кругами; несколько лекал, точилка для карандашей, несколько фломастеров для эскизов.

Основной бумагой для работы над эскизами проекта яв ляется калька (рулонная или листовая для карандаша). Окон чательный проект можно выполнять и на ватмановском ли сте, но сейчас дизайнеры в основном пользуются плотной калькой.

Приступая к работе, необходимо вначале потренировать ся в способах и приемах выполнения различных линий, ис пользовании трафаретов, лекал, циркуля, угольников.

Любой проект начинается с эскиза. Их лучше выполнять мягким карандашом на более тонкой и прозрачной кальке, используя также и фломастеры для подсвечивания работы.

Некоторые теоретические основы объемно-пространственной композиции

Основной признак любой композиции есть целостность формы, гармоничное расположение всех элементов и частей композиции в определенной последовательности. В индиви дуальной авторской композиции всегда будет присутствовать эмоциональный компонент. В компоновке и размещении отдельных элементов при создании органичной композиции следует учитывать такие свойства форм предметов, как мас сивность, т.е. плотность заполнения формы материалом

(сравните, например стеклянный полый шар и такой же шар из гипса или чугуна); фактура, т.е. характер поверхности предмета; цвет.

Основными составляющими композиции являются мас штабность, т.е. соотношение того или иного элемента ком позиции к человеку; симметрия; асимметрия, тождества, нюанс, контраст.

Начинать работу над дизайном сада надо с плоскостной работы над планом,не забывая при этом, что плоский план, — это только одна часть решения, так как большин ство садовых элементов имеют высоту и объем. На рис. 2 даны примеры расположения элементов композиции на одном и том же по конфигурации плане.

Рис. 2. Примеры расположения элементов композиции

В данном случае элементами (заштрихованными) компо зиции могут являться открытые пространства сада (лужай ки, водоемы и т. п.) или, наоборот, объемные массивы дере вьев, построек, т.п. Это пример первого этапа (размышления) над основой будущего дизайн проекта сада.

Далее будут даны более подробные способы подходов к схематическим первоначальным наброскам и эскизам пла нов различных конфигураций.

Ландшафтный дизайн сада