Ландшафтный дизайн сада

Проект сада
Обследование участка
асимметрия.
«Минималистский сад», сад стиле «Хаи-тэк»
Плодовый и декоративный сад
Основные графические приемы выполнения чертежей
Графическое изображение водоемов
Проведем анализ нескольких проектов ландшафтного дизайна сада
Задание на проектирование
Участок угловой формы
АЛЬПИЙСКАЯ ГОРКА

Участок угловой формы. Имеется дом, ограда, трубопро вод. Необходимо построить еще один дом для гостей и «облагородить» территорию.

Понижение рельефа находится в северо-западной части Спроектированы: пруд (1) с прибрежной растительностью из него вытекающий ручей, впадающий в другой водое (пруд) (2), примыкающий к гостевому домику (3).

По периметру сад ограждает забор и живая изгородь (п северу и северо-востоку).

Иллюстрация 6. Эскиз

Интерес представляет из себя фрагмент живой изгороди по северо-восточной стороне окол дома: здесь в виде бус размещены перемежающиеся посадки хвойных растений (елки), жасминов, сирени, а по передне му плану идут кусты снежноягодника (4).

При входе высаживаются пирамидальные тополя (слева) устраивается альпийская горка (справа), декорирование га зовой трубы произведено при помощи группы высоких де коративных деревьев (клены, липы и т.п.) (5), а также круп номерным хвойниковым деревом (может быть, двумя), в дан ном случае елью сербской (6).

Следующий участок находится на достаточно сильном перепаде рельефа (илл. 7). Общая площадь 15 соток. Площадь застройки дома примерно 200 м2. В целом можно сказать, что этот сад изобилует большим количеством ландшафтных эле ментов и деталей. Во- первых, здесь можно увидеть мног насыпей, лестниц, подсыпок грунта для выравнивания плос кости площадок. Из «стандартного» набора садовых элемен тов имеются следующие: спортплощадка (1), площадки от дыха (2), беседка с вьющимися растениями (3), водоемы объединенные каскадным ручьем (4), цветники (5).В целом о данной планировке можно сказать, что она решена в абст рактном стиле, свободным от строгой геометрии, симметрии и других основополагающих приемов остальных стилей.

На двух следующих представленных иллюстрациях дано описание генплана церковной территории — иллюстрация 8.

Иллюстрация парадной части (фрагмент): здесь большую площадь занимает замощение, т.к. храм посещает много при хожан и существуют функциональные требования для опре деленных целей церковной жизни: необходимость совершат крестный ход вокруг храма, иметь обширную площадку для желающих получить святую воду у отдельной часовни бли колодца (источника) и возможность просто отдохнуть и по сидеть в тени перголы.

Иллюстрация 7

 

Иллюстрация 8. Фрагмент генплана территории храма

За алтарной частью расположен живописный сад, выпол ненный в пейзажном стиле с различными группами декора тивных деревьев и кустарников. Это основная, парадная часть территории храма.

На общем генплане разместился фруктовый сад, карто фельное поле, делянки для огородных культур, а также часть территории отдана под небольшой детский лагерь отдыха в летний период (2 палатки на 8 чел.), один тенистый корт и одна волейбольная площадка).

Планировка «парадной» территории отличается от той, что представлена на илл. 8 (фрагмент), т.к. это лишь эскизы (хотя достаточно подробно разработанные).

Пример планировки следующего участка — иллюстра ция 9 — представляет сложную композицию, основой кото рой являются диагональные «ходы», подчиненные принципам шестиугольных элементов. Идея такой планировки возникла из-за особенностей плана самого дома (со скошенным углом под 30°), можно сказать, что пространство сада максимально насыщено различными ландшафтными компонентами. Уча сток имеет плоский рельеф. В состав проекта входят следую щие позиции:

вход и въезд со стоянкой на один автомобиль;

сам дом, имеющий по юго-восточному фасаду, со ско шенной стороны и частично по северо-восточному фа саду подиум, т. е. Приподнятую над землей на высоту около 0,5 м открытую (без навеса) галерею с деревян ным покрытием для летнего отдыха;

разнообразные жесткие покрытия площадок и дорожек

декоративный круглый водоем, оформленный нату ральным камнем;

беседка шестиугольной в плане формы;

хозблок в дальнем углу сада;

детская площадка с перголой и крытым навесом для иг (с юго-западной стороны дома);

 

Иллюстрация 9

замощенная площадка для отдыха с камином и пер лой оригинальной и нестандартной конфигурации

плане, так и в конструктивном отношении;

небольшая огородная зона.

Пред беседкой расположен цветник лекарственных и а матических растений.

Контрастным планировочным элементом данной ком зиции по отношению к однообразным прямым дорожк является изогнутая дугой линия обширного цветника, пе секающая центральное пространство сада. Расположен детской площадки обусловлено планировочными особен стями дома, т. к. на юго-запад выходят окна веранды и ко ната старших членов семьи, которыми из окон удобно п сматривать за детьми.

Освещение

Проектируя любой генплан, следует особое внимание лить освещению территории в вечернее время. Садовые ф нари, как малые архитектурные формы, являются допол тельным украшение участка в дневное время, а вечером довое освещение иллюзорно преобразует некоторые ла шафтные композиции, придавая им совершенно иной, личающийся от дневного, эстетический облик.

В настоящее время существуют следующие виды садов фонарей: наземные, располагающиеся практически в пл кости земли, средней высоты (примерно 1 метр), торшер го вида (высокие). В зависимости от выбора осветительн арматуры, облик садовых и особенно растительных ком зиций будет различаться. Все зависит от замысла ландша ного архитектора. Например, наземные светильники бу эффектно подсвечивать нижние части крон деревьев и к тарников, также будут являться «маяками», отмечающи садовые дорожки, площадки и низкие цветочные группы.

достоинством является «незаметность» в садовых компози циях днем.

Светильники средней высоты являются наиболее распрос траненными в ландшафтном дизайне. Но их небольшим не достатком будет тот факт, что они в темное время суток могут ослеплять. При выборе средних и высоких фонарей следует особое внимание уделять их дизайну и согласовывать его с дизайном остальных малых архитектурных форм сада. Напри мер, не следует устанавливать фонари современного дизайна

стиле «хай-тек» в саду романтического стиля. Сюда, скорее, подойдут светильники в традиционных классических формах, выполненные, например, в кованом металле. Высокие фона ри, типа городских, вечером дают максимальное освещение территории, но выразительный визуальный эффект от них небольшой, т. к. восприятие вечернего освещения улиц стало для современного человека стереотипным и привычным. Тем не менее, в данном варианте предусмотрены высокие фонари

виде торшеров (по желанию заказчика).

последнее время стало распространенным явлением применение подсветки водоемов, бассейнов, фонтанов, кас кадов. Для этого используются светильники особых водоне проницаемых конструкций. Их следует выбирать по катало гам фирм, специализирующихся на таких изделиях.

Многие ландшафтные дизайнеры настоятельно рекомен дуют в вечернее время обозначать светом углы участка. Та кая традиция заимствована из китайского учения о жизнен ной гармонии, называемая «фэн-шуй».

Естественно, что освещение входной зоны сада необходи мо тщательно продумать и обговорить с заказчиком. Сюда также входят проблемы освещения ворот, калитки, дороги подхода и проезда к дому, освещение входной двери.

На генплане светильники обозначаются условным графи ческим знаком, принятым у специалистов-электриков: кру жок, перечеркнутый внутри поперечными диагоналями. На илл. 9 элементы подсветки территории размещены в следу ющих зонах сада: въезд на автостоянку, у входа в дом, осве щение водоема (без внутреннего) площадки отдыха, возл беседки и у хозяйственной зоны.

Несколько слов следует сказать о перголе в зоне отдых взрослых. Надо отметить, что любые ландшафтные элемен ты в саду, образующие тень, всегда визуально формирую пространство. Традиционные формы перголы состоят из вер тикальных стоек, поддерживающих балки или струганые дос ки, положенные горизонтально на определенном расстояни друг от друга. В данном проекте пергола имеет план в форм косого параллелограмма, перекрытого балками, идущими двух направлениях, под углом друг к другу. В объемном про странственном решении (конструкциях) эти балки не гори зонтальны. Таким образом, конструкция данного сооруже ния несколько абстрактна и необычна. Стилистика этой по стройки заимствована из работ ландшафтного дизайнера Дж Дауэла (Julian Dowle), постоянного на протяжении многи лет участника выставки садов в Челси (Великобритания), гд он создал в 2004 году тематический сад под названием «Са Армии Спасения».

Учебная работа представлена на иллюстрации 10. Достаточ но разработанный план решен преимущественно в круговы планировочных элементах. Данный участок спланирован учетом конкретного задания на проектирование. Оно вклю чает в себя следующие позиции:

ландшафтное оформление въезда и входа;

небольшой декоративный водоем;

зона огорода, плодового сада, теплица;

хозяйственно-бытовая зона (сарай, туалет, душ, ком пост);

пейзажная часть участка («дикий сад»).

 

Иллюстрация 10

Данная территория газифицирована и электрифицирова на, но не оснащена централизованным водоснабжением канализацией. Типичный дачный участок рассчитан на про живание преимущественно в летний период.

По периметру сад окружен декоративными и плодовым кустарниками. Вход на территорию оформлен двумя туями с северной стороны фасада расположены теневыносливы кустарники (спирея «Арункус»).

Въезд на территорию замощен двумя видами жестког покрытия: квадратные плиты и гравийное.

Компостный контейнер оформлен стеной из кирпича ил натурального камня (может быть песчаник).

В единую постройку объединены три функциональны помещения: душ, туалет, сарай.

По направлению к огородной зоне расположен колодец который служит источником полива огорода и плодовых де ревьев, а также наполнения водоема в летнее время при по мощи шланга. По желанию, водоем может быть и не стацио нарным, а переносным (как вариант) на летнее время, пред назначенным для купания. Для этого следует оборудоват (замостить) площадку, учитывая габариты бассейна.

От зоны водоема к огороду на дугообразной дорожке рас положена замошенная декоративным кирпичом или булыж ником по кругу площадка, в центре которой расположен вертикальная малая архитектурная форма. Это может быт небольшая скульптура, вазон, солнечные часы или поилк для птиц.

Нижнюю правую часть сада занимает так называемая пей зажная зона, или «дикий сад». Этот элемент ландшафта иг рает особую экологическую роль в саду. В редко посещаемы и «запущенных» местах поселяются птицы, мелкие живот ные, бабочки, пчелы, что очень важно для естественной при родной жизни ландшафта.

Левый нижний угол участка отдан зоне плодового сада и огорода. Особое внимание уделено форме стационарной теп лицы. Это достаточно большое по габаритам сооружение восьмиугольной формы в плане. Исполнение — металл и сплошное остекление.

Форма грядок и посадок деревьев подчинена принципам круговых элементов планировки.

В заключение хочется сказать, что для успешной работы над проектным решением того или иного сада автору необ ходимы знания в области истории искусств (в частности, ис тории ландшафтного искусства), основы знаний по садовод ству, экологии, иметь представление об инженерной части (работы по благоустройству территории), уметь пользовать ся нормативными документами, а также, что очень предпоч тительно, иметь эстетический вкус, что приходит, конечно, с определенным опытом.

Ландшафтный дизайн сада